Технологии спортивных продуктов AtleticShop спортивное питание и одежда Магазин Europharm Вирус Блокер здоровье вокруг вас
Журнал
Новости
Статьи и интервью
Фотогалерея
Видеоканал Ironworld TV
Блоги
Фотогалерея сообщества
Видео от сообщества
Редакция
Реклама
Вакансии
О проекте
Техподдержка
Правила
Статистика
Правовая информация
Фото
Опубликовать фото
Видео
Выложить видео
Настройки
Выход

Прийти к успеху, оставаясь за кадром

Он не топовый бодибилдер – вернее, сейчас уже не бодибилдер вообще, но его фото «лайкает» Денис Вольф, восторженно комментирует Кай Грин, а над некоторыми снимками подолгу «зависает» Лазар Ангелов. Стать известным на рынке силовых видов спорта можно и по ту сторону объектива. Как прийти к успеху, оставаясь за кадром? Читайте в истории Антона Доценко – ведущего документалиста и главного фотографа журнала «ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР».

НАЧАЛО

Рассказ об истории успехов великих бодибилдеров на страницах журнала зачастую начинается с вопроса: «Как ты пришел в спортзал?» А какой должна быть мотивация, чтобы начать снимать бодибилдинг?

Антон Доценко: «Фотографией я занялся благодаря двум людям в российском бодибилдинге. Один из них – Александр Чепурняк. Он всегда восхищал меня тем, что давал в эфир 10–20 фотографий с турнира, смотря которые я понимал, каким было это спортивное событие. Я понимал, что я увидел все самое интересное, что там происходило, благодаря именно этим кадрам, на которых был запечатлен "решающий момент" (понятие в документальной фотографии, введенное Анри Картье-Брессоном – отцом фоторепортажа и фотожурналистики в целом. – Примеч. автора).

Больше ни в российском, ни в американском бодибилдинге никто ничего подобного не делал и по большому счету не делает до сих пор. Хотя во всех других видах спорта, которые шагают гораздо шире бодибилдинга, только такая фотография и ценится.

Вторым человеком, который меня бесконечно сильно поддерживал, стал Юрий Бомбела – специалист, превосходно разбирающийся не только в "фарме", но и в художественной литературе, живописи и фотографии. Я ему очень благодарен за тот миллион ответов, который он мне дал на все мои бесчисленные вопросы в начале моего пути (Юрий Бомбела – автор рубрики «Спортивное питание, диетология, фармакология», ранее главный редактор "ЖМ". – Примеч. автора).

Безусловно, я не могу не поблагодарить журнал "ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР" и его издателя Вадима Евгеньевича Годлевского. Ведь не будь у меня такой площадки, свободы выбора и доверия, я бы явно занимался сейчас чем-то другим».  

Возвращаясь к мотивации и вопросу о том, что вдохновляет нашего главного героя, Антон Доценко восторженно вспоминает серию фотографий об уличных боях "Стрелка" (автор фото – Александр Таран), опубликованную в журнале "ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР" №04 за 2011 год в заметке Василия Кузнецова под названием "Как в кино".

«Я помню, как "залип" над этим разворотом, совершенно не понимая почему, я ведь даже не интересуюсь единоборствами. Но было что-то в этой статье, что отличало хорошую публикацию от уникальной – той, которую повторить нельзя. И каково же было мое удивление, когда через год я узнал, что фотограф с этой серией фото занимает первое место на конкурсе WORLD PRESS PHOTO – это как "Оскар", только не в кинематографе, а в фотографии. Круче WPP может быть разве что Пулитцеровская премия, но в этом случае твои фото становятся достоянием уже мировой истории и публикуются в учебниках всех стран мира», – вспоминает Антон.

МАРКЕТИНГ VS ИСКУССТВО

Некоторые спортивные федерации проводят фотоконкурсы на лучшую серию из 10–12 фотографий с внушительным призовым фондом. К примеру, выдающийся спортивный фотограф Сергей Киврин получил $ 50 000 за победу в фотоконкурсе, приуроченном к юбилею федерации волейбола.

«Бодибилдинг, как мне кажется, пошел не туда не только в вопросе больших животов, синтола, шишек и прочего, но и в вопросе представления себя. Сегодня круто, когда у тебя 2000 фотографий с турнира, а еще лучше 5000 или 10 000. Я это считаю какой-то формой извращения и хотел бы посмотреть на того поклонника бодибилдинга, кто пересматривает 10 000 фотографий секущихся бицепсов, бедер и широчайших», – комментирует Антон Доценко.

Если проанализировать работу фотографов на главных порталах, освещающих соревнования по бодибилдингу, мы увидим десятки, сотни фотоальбомов, трещащих по швам от количества фотографий со сравнений. Но если так ценится документалистика, к чему все это? Неужели так велика любовь СМИ к эстетике соревновательного бодибилдинга?

Возможно, все гораздо проще и математика проста? Сфотографируй каждого атлета на сцене и заставь его зайти к себе на сайт, генерируя дополнительный трафик. Мало того, и для других игроков спортивного рынка подобные фотоотчеты по сей день являются привлекательными. В разгар соревновательного сезона это еще и отличная площадка для продвижения не только тематических брендов, но и самих федераций. Поэтому вряд ли, выбирая подобный формат работы, интернет-издания радеют прежде всего за искусство. Как говорится, здесь только бизнес, и ничего личного. Но стоит ли всем изданиям поголовно конкурировать только в этом?

«Скажу честно, пока мне никто не даст по рукам из руководства издания, я буду стараться отходить от подобной формы иллюстрации бодибилдинга, брать пример с того, что делают фотографы-документалисты в других видах спорта и что доказало свою состоятельность», – именно такую стратегию, как фотограф, строит в бодибилдинге Антон Доценко.

Аргументируя свою позицию, Антон приводит в пример мировые бренды, использующие в своих рекламных кампаниях именно документальную фотографию:

«Зайдите в Instagram Red Bull, у которого более 7 миллионов подписчиков. Здесь нет ни одного рекламного фото за исключением аватарки. Так же как и в рекламных проспектах ADIDAS с Мухаммедом Али и Дэвидом Бэкхемом. Это чистая документалистика! А все почему? Потому что ничто так не мотивирует, как история, заключенная в рамки кадра, которую нельзя воссоздать в студии».

ЗА РАМКАМИ «ЖЕЛЕЗНОГО МИРА»

Первые работы Антона Доценко в журнале «ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР» появились в 2010 году. На сегодняшний день Антон Доценко – автор 10 обложек «ЖМ» и нескольких тысяч интереснейших снимков, многие из которых вот уже на протяжении семи лет с достоинством украшают страницы журнала. Стоит заметить, не только журнала «ЖМ». Думаю, вопрос авторского права – боль многих фотографов, но не будем вдаваться в детали и уточнять законность использования работ, а просто отметим, что публикация в том же FLEX, престижном западном издании о бодибилдинге, для многих фотографов наверняка достойна гордости.

За время карьеры в «ЖМ» Антон Доценко провел множество фотосессий с участием именитых спортсменов не только российского, но и зарубежного бодибилдинга, работал со звездами мирового масштаба, в его объектив попадали даже представители шоу-бизнеса. Отвечая на вопрос, работой с каким героем он гордится больше всего, Антон вспоминает съемки лишь с немногими, к примеру, с В. И. Дубининым, А. С. Яшанькиным и К. А. Дубковым.

А на вопрос, каким из своих снимков гордится особенно, вспоминает фото с «Олимпии», на котором изображены два последних чемпиона, коронованные лично отцом-основателем современного бодибилдинга – Джо Вайдером, стоящие под его портретом, в тот год, когда «Олимпия» впервые проводилась без него. По словам Антона, именно эта фотография отражает жанр чистой документалистики без режиссуры, и фото имеет особый сакральный смысл.

«Я считаю это одним из самых сильных фото, которые я когда-либо делал. Фото, прочитать которое смогут только действительно поклонники нашего спорта. Даже официальный фотограф американского FLEX Билл Комсток отметил, что был очень впечатлен этим снимком».

Но публикации в престижных изданиях – не предел мечтаний для профессионалов документальной фотографии. Помимо всего прочего, мотивацию и опыт Антон Доценко черпает и в престижных фотоконкурсах, в которых также принимает участие. И конкуренция на таких конкурсах, стоит заметить, похлеще, чем на помосте «Олимпии».

К примеру, в Республике Беларусь, откуда родом наш главный герой, ежегодно проходит конкурс фотографии Belarus Press Photo, главным условием участия в котором является подтверждение того, что автор профессионально занимается фотографией. В 2015 году, помимо работ Антона Доценко, участие в конкурсе приняло еще около 3000 фотографий. Среди всего количества серия фото Антона Доценко удостоилась звания Honorable mention («Почетное упоминание») и была включена в альманах лучших фотографий Беларуси 2015 года.

«На мой вопрос организаторам конкурса, могу ли я считать "Почетное упоминание" своего рода четвертым местом, мне сказали, что не совсем. Это скорее как большое желание судей включить серию в число призеров, но без понимания, на какое место ее поставить. Если более понятным языком: когда меня попросили составить топ-5 фитнес-бикини России, я понимал, что хочу включить в него Бахар Набиеву, но не могу в силу того, что она: 1) не российская спортсменка; 2) не соревнующаяся спортсменка; 3) ее пропорции бесконечно далеки от номинации фитнес-бикини», – объясняет Антон Доценко.

В этом же 2015 году работы Антона были впервые отмечены знаком отличия Mark Of Excellence на престижном конкурсе I Shot It, который проходит под патронажем одного из самых крутых брендов в мире фотографии – LEICA.

NATIONAL GEOGRAPHIC И «ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР» ВИДЯТ БОДИБИЛДИНГ ОДИНАКОВО

Наверное, никому не стоит объяснять, что в таком издании, как National Geographic, ребята понимают в фотографии, пожалуй, как никто другой. На официальном сайте журнала ежедневно проходит конкурс Your shot National Geographic, доступный для участия абсолютно каждому. По итогам каждого дня фоторедактор отбирает «Дневную дюжину National Geographic», куда попадают лучшие снимки. В среднем каждый день в конкурсе участвует 4000 фотографий! Представьте себе соревнования по бодибилдингу с четырьмя тысячами участников в одной категории! Согласитесь, попасть в «Дневную дюжину» – задача, мягко говоря, непростая. У Антона Доценко получилось попасть в эти 12 лучших снимков дня от NG вот уже второй раз, с учетом того, что фотографии он подавал 17 раз за все время. Публикации остаются в истории сайта, и найти каждый снимок можно, выбрав соответствующую дату.

На одном из недавних турниров по бодибилдингу, проходившем в Анапе, Антон, решив сделать нестандартный снимок, во время сравнения тяжей запечатлел этот момент не как принято, из зрительного зала, а совершенно с противоположного ракурса, то есть с самой сцены. Именно этот снимок можно найти в Your shot National Geographic от 10 мая 2017 года.

«Не могу не поблагодарить за содействие организатора Гран-при Анапы Руслана Богатырева. Он дает мне полную свободу в вопросе того, на чью голову я могу забраться для удачного снимка. Как мы видим, результат себя оправдывает. Тогда я на мгновение задумался, стоит ли давать это фото в эфир из-за не совсем на первый взгляд удачного ракурса одного из спортсменов в сравнении, Игоря Федорова. Нужно отдать должное: Игорь оценил фото и опубликовал его во всех своих социальных сетях. Всегда здорово, когда спортсмены видят и ценят в фотографии не только то, как лично они удачно смотрятся в кадре, но и сам кадр и событие в целом».

Не всегда, но зачастую фото в «Дневной дюжине National Geographic» публикуется с сопроводительным комментарием одного из главных экспертов издания. Так прокомментировал сравнение тяжей Мэтт Адамс, фоторедактор Nat Geo Your Shot: «Сначала фото меня очень рассмешило, наверное, из-за выражения лица каждого из участников соревнования. Мне очень нравится на этом фото свет прожекторов, падающий сверху вниз на сцену; нравится, как было переведено это изображение в черно-белый вариант. Ты проделал отличную работу на этом турнире, Антон».

«Особенно приятно было прочесть комментарий фоторедактора, где в числе прочего он отметил, что я правильно перевожу фото из цветного в черно-белый вариант, что очень непростая задача в фотографии, несмотря на незамысловатость этого процесса на первый взгляд», – комментирует Антон Доценко.

АВТОРСКАЯ ФОТОВЫСТАВКА

Как должно быть представлено средство массовой информации на турнире – понятно. Как должно быть представлено средство массовой информации на выставке – вопрос второй. И требует он не менее тщательной проработки. «ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР», пожалуй, единственное издание, которое путешествует со стендом по такому количеству тематических выставок. И в этом сезоне бренд «ЖМ» был представлен совершенно не так, как прежде.

Безусловно, презентация самого журнала на стенде – неотъемлемая часть выставочной деятельности СМИ, но выставка дает возможность не только привлечь еще большее внимание к бренду, но и получить хорошую обратную связь, обратить внимание аудитории на главные тренды и вовлечь читателей в сам процесс. Глупо не пользоваться этим, иначе совершенно нет разницы между стендом и ларьком, торгующим свежей прессой.

Идея продвигать главных экспертов издания не нова, но весьма эффективна. Для любого СМИ большое преимущество, если помимо медийного главреда есть еще с кем познакомить своих читателей. В «ЖМ» такие эксперты есть, и в этот раз главной линией выставочной деятельности издания стала авторская фотовыставка Антона Доценко.

Первой локацией, в рамках которой состоялась фотовыставка Антона Доценко, стал Кубок России по бодибилдингу и «САМСОН-42» в Краснодаре. Далее мы презентовали работы в Анапе и Сочи в рамках турниров по бодибилдингу, и на всех трех мероприятиях получили хороший отклик аудитории. Как и ожидалось, у посетителей каждая из работ вызвала неподдельный интерес и бурное обсуждение. Фотовыставку посетило завидное количество гостей, профессиональных спортсменов, звезд не только российской, но и зарубежной фитнес-индустрии. Что важно, работы оценили также многие профессиональные фотографы и представители прессы.

Криста Судмалис, фотограф: «Фото с турнира Мr. Olympia 2014 очень зацепило меня в силу своей схожести с моей стилистикой фотографий, однако на этом фото рельеф спортсменов подчеркнут не с помощью света, как в моих работах. Честно признаться, я никогда не видела такой глубины мышц, которая была бы настолько явной даже без профессиональной световой схемы». Также Криста не могла не отметить и одну из самых обсуждаемых работ – «Взвешивание». По ее словам, женщины справедливо обратили внимание на спортсмена.

Василий Кузнецов, «Железный рейтинг»: «За каждой фотографией – своя захватывающая история! Свои явные и тайные смыслы! Антон – большой молодец, так глубоко видеть мир дано не каждому!»

Михаил Кокляев, самый сильный человек планеты, об одной из работ на фотовыставке, главным героем которой стал он сам: «Все по-настоящему, самолет взлетает, причинное место сжимается, глаза увеличиваются – и тут Антон: "Миша, улыбнись!"»

Помимо Михаила на фотовыставке еще некоторые герои нашли себя на снимках. Кай Грин и Денис Вольф проголосовали самой популярной «валютой» под названием «лайк», оценивая работы Антона Доценко на просторах сети Instagram.

Подводя итоги фотовыставки Антона Доценко, организованной «ЖЕЛЕЗНЫМ МИРОМ» в Краснодарском крае, можно сказать, что дебют состоялся более чем успешно. Эта фотовыставка прошла, безусловно, в документальном жанре, какой и видел ее Антон, но все пять работ, представленных на мероприятиях, имели еще и «саркастический», как называет его автор, характер. Заметив бурную реакцию и обсуждение именно этих пяти снимков в Сети, мы не прогадали, показав их и в оффлайне. В планах «ЖЕЛЕЗНОГО МИРА» не останавливаться на достигнутом и сделать выставку не только более масштабной, но и по-настоящему традиционной.

5ade08dedf5ad29406295ccaa8c5c222.jpg

07d872a68caab621bc69e174131c5c2a.jpg

dbeb6cf17e389dbb46fd90b49f96dce0.jpg

931cfcc5c51587ce8ed83fd2c4709fd2.jpg

2293f61b5a8265a0a49b8fa6fb1dca5f.jpg

0494f6933b21ce727ab59a1835dd7ade.jpg

16c3ddd9cf9dd9202e2a3863732e5b2b.jpg

8489cc3b62325f8a3c49e9c2b67b9d46.jpg

Ольга Пропускова
Автор: Ольга Пропускова
09.01.2018 16:56
Для возможности комментирования необходимо зарегистрироваться.
Если вы зарегистрированы, авторизуйтесь.