Франскевич Андрей

Плачет метель, как цыганская скрипка. Милая девушка, злая улыбка... (Сергей Есенин)

Не суди других на суде любом,
Знай, что ты, судья, не во истине.

(9 пункт, Книга НЕ)
Профессия: Директор интернет-проекта "IronWorld"
WWW-страница: http://www.ironworld.ru
Франскевич Андрей БОДИБИЛДИНГ - новости, события, соревнования
Бодибилдинг: «классический» или «экстремальный»?
Рылся в архиве статей журнала и вот наткнулся на эту статью от Юрия Бомбелы. Решил выложить. Статья 2007 года.
.........................

Несмотря на то, что эта статья помещена в рубрике «Дискуссия», это, скорее, крик души. Попытка предостеречь о той угрозе, которую может представлять не так давно созданный мужской бодифитнес, получивший ныне гордое название «классический бодибилдинг», для бодибилдинга вообще. Снисходительно улыбаетесь, мол, че-то «заносит» автора; о какой угрозе здесь может идти речь – новоявленная «классика» если и просуществует, то недолго, а «наш» бодибилдинг был, есть и будет? Зря. Женский бодифитнес вспомните, и то, что этот «спорт» уже сделал и продолжает делать с фитнесом и женским бодибилдингом. Хотите повторения? Я – нет. Потому и решил написать все это.
Может, долго бы еще собирался, тем более, что по поводу бодифитнеса я уже как-то высказывался, если бы не статья Дмитрия Мурзина «Записки сумасшедшего, часть 2», опубликованная, кстати, в этом же номере журнала «Железный мир». В ней, в частности, есть такие слова: «Классический бодибилдинг – это очень красиво! Ему свойственны именно те самые гармония, симметрия и эстетика, с которых когда-то и начался жанр бодибилдинга как таковой. Теперь профессионалы ударились в наращивание запредельных объемов и превратили этот прекрасный спорт в узкую субкультуру, замкнутую на себя. Глядя на их кондиции, обыватель ни за какие коврижки не пойдет в тренажерный зал. Он его за километр будет обходить, чтобы, не дай Бог, не стать таким же. А «классика» привлекает абсолютно всех». И ведь действительно: красиво, гармонично, привлекает. Может, ну ее, эту «экстремальную субкультуру», податься и себе в «классики», что ли?
Странности развития или «Масса превыше всего»
Все живое развивается. Если оно перестает развиваться, то становится неживым, умирает, то есть. Бодибилдинг жив, он растет, меняется. До начала 90-х годов того столетия, которое мы с легкой долей пренебрежения ныне называем прошлым, идея «классического» бодибилдинга вряд ли могла кому-либо прийти в голову. «Король» бодибилдинга того времени – Ли Хейни – казался просто воплощенным в жизни идеалом культуриста. Именно он и был «классическим» бодибилдером. Интересно, что соревновательный вес 180-сантиметрового Хейни составлял 109-111 кг – не так уж и много по современным понятиям, но и не очень мало.
После всплеска интереса к бодибилдингу, спровоцированного, в основном, такой неординарной личностью, как Арнольд Шварценеггер, в восьмидесятых наступило затишье. Нужно было искать новую «фишку», которая подняла бы интерес к телостроительству, которая привлекла бы в тренажерные залы новых посетителей, а компаниям по производству продуктов спортивного питания и иже с ними сулила бы новые прибыли. Такой «фишкой» стала масса, благо, у этого направления сразу же появился свой апологет. Им стал Дориан Йейтс.
Дориан явил миру новый стандарт массы, и это действительно подняло интерес к бодибилдингу. Другое дело, что приблизительно в то же самое время началось массированное наступление на анаболические стероиды, а, как известно, бодибилдинг и стероиды – понятия неразделимые. Большие мышцы были тут же связаны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с огромным количеством «фармы», а в головы простого обывателя начали вдалбливаться сомнения по поводу необходимости существования такого «анаболоемкого» вида спорта. Вдалбливалось и мнение о смертельной опасности стероидов, что тоже шло не на пользу бодибилдингу. В результате появились воззвания «очистить прекрасный спорт от этой заразы», которые и привели к созданию «классического» бодибилдинга. По идее, «классический» бодибилдинг должен был стать абсолютно «чистым». Практика, как обычно, доказала, что идеи такого рода имеют очень мало общего с реальностью.
И все же, несмотря на все эти атаки и все эти призывы, создания «классики» можно было бы избежать. Если бы в свое время сакраментальный выбор между Ронни Коулменом и Флексом Уиллером был сделан в пользу последнего, о «классическом» бодибилдинге еще долго бы никто не задумывался. Но – слишком велик был соблазн, идея «монстров массы» на тот период еще не исчерпала себя и приносила прибыль. Приносит и сейчас – массивных спортсменов любят, на них ходили, ходят, и, возьму на себя смелость утверждать это, еще очень долго будут ходить. Людям всегда было интересно посмотреть на ПРЕДЕЛЬНОЕ выражение человеческих возможностей, будь то в скорости, силе, смелости, технике, разуме. Или в массе.
«Возвращение к истокам»
Фанаты «классического» бодибилдинга настаивают на том, что их «ветвь» является тем самым возвращением к истокам, которого так давно ждали все здравомыслящие культуристы. Насколько реально такое возвращение, и что это за истоки такие, к которым стоит возвращаться?
Думаю, не стоит возвращаться во времена Сандова – это уж будет слишком. Даже если вы любите старинные автомобили, навряд ли вы согласитесь ездить на экземпляре из двадцатых годов ежедневно на работу. Всему свое время. Так что говорить стоит не об «истоках», а, скорее, о том явлении, которое именуется «золотой эрой» бодибилдинга.
«Золотой эрой» принято называть период с 1940 года по 1970-й. Как по мне, это не совсем правильно, ведь наибольшего расцвета бодибилдинг добился в период с середины 60-х годов до конца 70-х, когда тон в нем задавали Лэрри Скотт, Серхио Олива, Дэйв Дреппер, Франко Колумбу, Лу Ферриньо. И, конечно же, Арнольд Шварценеггер. Именно благодаря усилиям последнего бодибилдинг из замкнутой субкультуры превратился в массовое явление, соревнования по бодибилдингу стали собирать большое количество зрителей. Корректно ли будет сравнивать нынешних «классиков» с вышеперечисленными атлетами? Вряд ли. Что-то я не нахожу между ними ничего общего.
Но даже если брать более ранних атлетов – Стива Ривза, Билла Перла, Рэга Парка, Дика Дюбуа и других, то и между ними и современными «классиками» общего очень мало, если оно вообще есть. Достаточно сравнить их антропометрические данные. Ближе всех к тем, кто называет себя сегодня «классическим» бодибилдером, стоит трехкратный «Мистер Олимпия» Фрэнк Зейн. Фактически, Зейн первым явил миру «запредельный» рельеф – основную «фишку» современного «классического» бодибилдинга. Но он при росте 173 см весил на подиуме 84-85 кг. Для нынешних «классиков» и это слишком много…
Термин «бодибилдинг» апеллирует к строительству мышц, прежде всего. Но «классический» бодибилдер – вполне средний по этому показателю человек. Людей с подобными антропометрическими данными полно среди представителей многих видов спорта – пловцов, боксеров, бегунов-спринтеров. Получается, что «классика» – это вообще не бодибилдинг!
Но может, соль кроется в словах «А «классика» привлекает абсолютно всех»? «Классический» бодибилдинг создан, чтобы привлекать в тренажерные залы больше посетителей? Посмотрев на «классиков», в залы просто «ломанется» немеренное количество народа? Да окститесь! Помните старый анекдот про прапорщика-наркомана и роту солдат? И последнюю фразу одного из этих солдат: «А я уже дома»? Так вот, очень многие, глядя на «классиков» подумают: «А я уже и так почти такой, зачем же еще куда-то ходить? Лучше сразу на сцену!»
Красиво? Скажите, кто-то из вас, уважаемые читатели, захочет всерьез, чтобы его называли «Кощеем Бессмертным» (определение, данное на соревнованиях Дмитрию Мурзину)? В чем красота-то?! В максимальной «засушенности»? В попытке походить на «скульптуру» из музея Гюнтера фон Хаггенса? В этом, что ли, состоит «эстетика» этого «вида спорта»?
Гармония, симметрия? Это если все это дано Богом. А если нет? Вон упоминавшийся уже Дориан Йейтс пропорциями идеальными вовсе даже и не обладал – талия широковата. А он нивелировал этот недостаток, работая усиленно над спиной, плечами. У Ли Приста изъянов более чем достаточно, но и он их научился скрывать, делая акцент на развитии нужных мышечных групп. Я не представляю, как выглядел бы Ли, если бы его попытались втиснуть в жесткие весовые рамки «классического» бодибилдинга… Получается, что равенства, хотя бы даже в том усеченном варианте, в котором оно присутствует в бодибилдинге «экстремальном», в «классическом» бодибилдинге быть не может изначально: ты пропорционален от Бога – будешь иметь успех, нет – ну и суда на тебя нет. В смысле, перед светлым ликом жюри лучше не появляться.
Не особо напрягаясь
Ключ к будущей популярности «классического» бодибилдинга, как мне кажется, кроется в еще одной фразе из статьи Дмитрия Мурзина: «Классика» не требует всецелого погружения в себя, не требует ведер «химии» и тонн белка круглосуточно и позволяет жить нормальной жизнью и заниматься бизнесом, чего бы я никогда не смог себе позволить, стремясь к бицепсу в 55 см». Да, это действительно так. Есть тут, правда, одна неувязочка: то, что мы обычно называем спортом, требует от своих адептов граничной самоотдачи, напряженных тренировок, строгой дисциплины, соблюдения определенных правил. Во имя высших достижений. Если всего этого нет, то это уже не спорт, а физкультура – оздоровительное мероприятие.
Конечно, более низкий вес более же физиологичен, более приемлем для нашего организма. Носить на себе даже «скромные» 120 кг мышц (понятно, что далеко не все из этих 120 кг мышцы, но все же их оч-чень много) – удовольствие еще то. Даже с точки зрения обыкновенного похода по улице – если прохожие и будут делать вид, что не обращают на вас особого внимания, за спиной вы будете постоянно слышать их шепот. И далеко не всегда этот шепот будет означать одобрение – гораздо чаще вас будут рассматривать просто с удивлением, как некую диковинную зверушку.
С этой точки зрения «классические» бодибилдеры находятся в гораздо более выигрышном положении. Сердце не испытывает дополнительной нагрузки от избыточного веса – и работает более исправно. Вы более выносливы, вам не надо постоянно думать о том, чтобы что-то съесть, не надо впихивать в себя горы «химии» – вы можете жить обычной жизнью. На улице на вас смотрят, как на спортсмена, то есть, почти всегда с восторгом. Да и девушкам умеренная мускулистость нравится, уверяю вас, куда больше.
А с точки зрения спорта? С точки зрения зрителей? Смею предположить, что подавляющее большинство профессиональных футболистов с радостью забросили бы тренировки, оставив для себя только матчи, на которые собираются толпы зрителей. А в освободившееся время занимались бы тем, что им нравится, пивко бы потягивали в пабах или посвящали бы больше времени семье. Вот только собирались бы эти самые толпы зрителей, если бы функциональная и техническая готовность футболистов вследствие ликвидации тренировочного процесса резко бы упала? Думаю, что нет, и «профи» это прекрасно понимают.
Я более чем уверен, что зрители не будут ходить на «классиков» с тем же энтузиазмом, что и на «экстремалов». Вон на любительских чемпионатах все всегда ждут выхода супертяжей, зачастую просто игнорируя более легкие категории. Даже в том случае, если борьба в них складывается куда более интересно. И количество участников, к которому апеллируют «классики», еще не означает качества, то есть – зрительского интереса.
Еще один немаловажный момент – критерии оценки. Скажите, в чем соревнуются «классики», если массу набирать им строжайше запрещено? Не знаете? Не удивительно – дело в том, что этого еще толком не знает никто. Точных критериев оценки «классических» бодибилдеров до сих пор нет. Подозреваю, что их еще долго не будет – женский бодифитнес страдает от той же проблемы на протяжении всего времени своего существования. В этом случае и так весьма сомнительные с точки зрения зрительского интереса соревнования «классиков» рискуют выродиться в нечто уж вовсе непотребное.
Тупик?
В США, где слыхом не слыхивали о таком явлении, как мужской фитнес, думаю, и о «классическом» бодибилдинге услышат не скоро. Тот бодибилдинг, в котором ценится масса – называйте его «экстремальным», если угодно – бизнес, который приносит деньги, немалые деньги. И пока он будет их приносить, ни о какой «классике» речь там идти не будет. Но мы-то с вами живем не по ту сторону океана, а по эту. У нас на бодибилдинге зарабатывать не особо-то и умеют, у нас это все еще спорт. Отсюда и проблема.
Медали-то – они везде одинаковые, что в «классике», что в нормальном бодибилдинге. А денег особых не платят ни там, ни там. Отсюда вывод: «зачем платить больше»? В смысле, зачем больше напрягаться, тяжело тренироваться, соблюдать режим, ограничивать себя во многом, если того же можно достичь, обычным образом «постясь» полтора месяца до турнира? И тренируясь исключительно в свое удовольствие? Еще и времени куча освобождается для других дел, да и фитнес-центры, чего греха таить, не особо жалуют «монстров массы», то есть, с устройством на работу станет проще. Уже сейчас многие спортсмены – высокого уровня, между прочим – задумываются над переходом в «классический» бодибилдинг. Фактически, им и делать-то особо ничего не надо – база есть. Через несколько лет процесс миграции может принять массовый характер…
Нечто подобное мы уже увидели на примере женских фитнеса и бодифитнеса. Первый – красивый, зрелищный, но сложный практически пал под напором второго – «спорта имени четырех поворотов». Зрители больше любят бодифитнес? Отнюдь! Но настоящих фитнесисток все меньше и меньше, а «боди» все больше и больше. Идут туда, где легче. Хотим повторения?
0
ДИ
03.06.10 12:08 Это нравится:0Да/0Нет
Зато вот вам массовость спорта smile8) На конкурс красоты не каждая рискнёт пойти, а спортивные состязания (пусть и бикини) - это звучит гордо.
Франскевич Андрей
03.06.10 12:47 Это нравится:0Да/0Нет
Вопрос обсуждения Классического женского бодибилдинга вынесен в этой группе на форум сюда Женский классический бодибилдинг ЗА и ПРОТИВ
Розмарица Леонид
03.06.10 22:36 Это нравится:0Да/0Нет
и интригующе...особенно для мужской половины... smile:D
Для возможности комментирования необходимо зарегистрироваться.
Если вы зарегистрированы, авторизуйтесь.