Как Михаил Барышников сумел играть на сцене всю жизнь напролёт?

Коренастый, мощный, интеллигентный, невероятно техничный и бесконечно артистичный и обаятельный, он покорил своей манерой исполнения классических и модернистских постановок весь мир. Вкладывая в каждое выступление свое видение сюжета, свои эмоции, душу, он делал любую постановку совершенно особенной, глубокой, философской.

Источник 24smi.org

Биография Михаила Барышникова

Детство

Родился Михаил Николаевич 27 января 1948 года в Риге в семье военнослужащего. С отцом у мальчика отношения не складывались – армейские представления о воспитании были болезненными для чувствительного от природы ребенка. Мать же, напротив, во всем поддерживала любимого сына. Именно благодаря ей Михаил открыл для себя театр, классическую музыку и балет.

Источник fb.ru

Александра Васильевна отдала его сначала в балетную школу, а после — в хореографическое училище Риги. Когда мальчику было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на летние каникулы, а сама вернулась в Ригу, где покончила с собой по неизвестной причине.

Через время отец повторно женился, но Миша в новой семье ни домашнего тепла, ни любви, ни понимания так и не обрел, а потому все свое внимание старался уделить танцу, и позже переехал в Ленинград. В 1964 году его знакомят с А. И. Пушкиным — педагогом Ленинградского хореографического училища, выпустившим самого Нуриева. Выдержав приготовленный для него экзамен, Барышников получает предложение быть зачисленным в студенты именитого ВУЗа.

Источник news.day.az

Вступление во взрослую жизнь

В 67-74-ом г.г. Михаил Барышников солировал в Театре оперы и балета имени Кирова (сейчас – Санкт-Петербургский Мариинский театр). Безупречный в своей технике, очень сильный физически, хотя он и не обладал привычной для классического танца стройной худощавой фигурой и высоким ростом, однако, пленял зрителей не только мощью выступления, но и той страстью, с которой подавал каждый образ. Ещё и сильнейшим энергетическим зарядом, посылаемым залу.

Побег из СССР

Источник liveinternet.ru

Однако тех возможностей, что мог подарить ему советский театр с его жесткой цензурой, было крайне мало. В 1974 году, отправившись с труппой на гастроли в Канаду, он принимает решение остаться за границей. Имея друзей, уже успешно работавших в Америке, Михаил получает нужную помощь и политическое убежище от канадской стороны. В СССР, понимая целесообразность подобного шага, люди ничуть не осуждали любимого танцора и часто цитировали слова Окуджавы: «Моцарт отечества не выбирает, просто играет всю жизнь напролет».

В июле 1974 года Барышников дебютирует на сцене Американского театра балета (АБТ) и становится настоящей сенсацией. Вплоть до 1978 года он сыграет многие главные партии в постановках, а также попробует себя в роли хореографа, создав свою версию «Щелкунчика». Для него будут ставить спектакли лучшие хореографы того времени. В числе спектаклей с участием Михаила были:

  • «Дон Кихот»;
  • «Гамлет»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Лебединое Озеро»;
  • «Жизель» и многие другие.
Источник russianteleweek.ru

В 1978 году легендарный хореограф Джордж Баланчин пригасит Михаила в свою труппу «New York City Ballet» (NYCB). В силу возраста Баланчин уже не мог создать новый балет для Барышникова, однако, старые постановки в его исполнении обрели свою вторую молодость и новое звучание. Выступления Михаила имели ошеломительный успех, как у публики, так и у самых требовательных критиков.

Новые возможности

В 1988 году Михаил получает приглашение вернуться в АТБ в качестве художественного руководителя и солиста, где в этой ипостаси он и проработает целых 9 лет. За это время театр обретет стабильный высокопрофессиональный состав танцоров, часть из которых Михаил пригласит из других театров, а часть – воспитает сам. Фактически, своей работой в АТБ гений танца не только изменит балетные традиции Америки, но и окажет сильнейшее влияние на всю мировую хореографию.

В 1989 году, критически оценив свой возраст, Барышников ушел из АТБ. Не приемля двойных стандартов и полумер, привыкший играть на пике своих физических возможностей, он не мог позволить себе танцевать хоть немного слабее, нежели раньше.

Источник elegantnewyork.com

Новым воплощением его творческого «Я» стал модерн в рамах проекта «White Oak Dance». Параллельно с этим Михаил принимает участие в голливудских телевизионных спектаклях, поставленных специально для него. В ходе одного из них рождается чудесный дуэт Барышникова с Лайзой Минелли. Также он снимается в нескольких фильмах, в числе которых и «Поворотный момент», за роль в котором Михаил был номинирован на Оскар. А в 2003 году на экраны вышел с участием Барышникова новый сезон одного из самых популярных сериалов — «Секс и город». К слову, в одной из сцен герой Михаила приводит свою возлюбленную (сыграла Сара Джессика Паркер) в ресторан «Самовар» — это заведение в реальной жизни принадлежит Михаилу, и было открыто совместно с его другом, известным поэтом Иосифом Бродским.

Подобные проекты стали не только интересным творческим экспериментом, но и принесли танцору новые солидные гонорары. В 2005 году хореограф открыл свой собственный центр искусств и труппу «Адская кухня танца».

Секрет успеха Михаила Барышникова

Источник www.popmech.ru

Взглянув хотя бы на фото Михаила Барышникова, вы обязательно прочувствуете ту неповторимую энергетику, которую излучает этот удивительный человек. А теперь только попробуйте представить, какие эмоции вызывали у зрителя его живые выступления в легендарных спектаклях! Пожалуй, именно эта харизма, подаренная ему природой, а также, философский склад ума и, конечно, колоссальный труд, положенный в основу его технического балетного совершенства, и стали ключами к всемирной славе и всенародной любви.

А Вы помните творчество артиста?

Загрузка ...